«Квартирная» трилогия Романа Полански /// «Отвращение» | Repulsion, 1965 Великобритания в ролях: Катрин Денёв, Иэн Хендри, Джон Фрейзер, Ивонн Фюрно, Патрик Уаймарк Молодая и красивая маникюрша Кэрол психически неуравновешенная и опасная для окружающего общества. Девушку оставляют на несколько дней одну дома и тут все начинается. Кошмары Кэрол приобретают явственный характер, они материализуются. Ей мерещатся трещины в стенах, руки, которые тянутся к ней, чтобы схватить. Пространство вокруг начинает растягиваться и сжиматься. Съёмки фильма проходили в Великобритании. «Отвращение» стал первым англоязычным фильмом Полански. Режиссёр Роман Полански снялся в своём фильме в камео, в роли игрока на ложках. Берлинский кинофестиваль, 1965: - Серебряный Медведь - специальный приз жюри - Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Рейтинг: IMDb 7.80 Кинопоиск 7.73 /// «Ребёнок Розмари» | Rosemary's Baby, 1968 по мотивам романа Айры Левина «Ребенок Розмари» (Rosemary`s Baby, 1967) США в ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс, Ральф Беллами, Виктория Ветри, Пэтси Келли, Элиша Кук мл. Молодая бездетная пара Розмари и Гай Вудхауз переезжают в нью-йоркский Бремфорд. Очень скоро они знакомятся с эксцентричными соседями, Минни и Романом Кастевет, которые то и дело навязываются им в друзья. Однажды Розмари видит странное видение, будто она плывет на яхте с Гаем, который превращается в демона и насилует её. Через несколько дней девушка узнает, что беременна. Череда странных событий наталкивает Розмари на догадку, что их соседи — участники сатанинского культа. В одной из сцен Миа Фэрроу действительно ела в кадре сырую печень. Фильм поставил Роман Полански, чья беременная жена Шэрон Тейт была убита в 1969 году бандой Чарльза Мэнсона, назвавшей серию своих преступлений в честь песни группы «Beatles» «Helter Skelter». Примечательно, что один из участников ансамбля, Джон Леннон, был убит в 1980 году рядом с домом «Дакота», где он жил и где когда-то проходили съемки «Ребенка Розмари». Права на экранизацию принадлежали продюсеру и режиссеру Уильяму Каслу. Когда студия «Paramount» только начинала проект, она поставила перед Каслом одно условие – не браться за режиссуру картины, поскольку у него была репутация постановщика малобюджетных фильмов ужасов. При этом Каслу позволили сняться в эпизоде-камео (он сыграл мужчину, стоящего у телефонной будки). Розмари обращается к Терри Джиноффрио (Анджела Дориан) со словами: «Я думала, что вы актриса Виктория Ветри». На это Терри отвечает, что все так думают, но она сама не находит в себе сходства с ней. Виктория Ветри — настоящее имя Анджелы Дориан. Фильм является первым фильмом Романа Полански, снятым в Голливуде, и его первой попыткой экранизации литературного произведения. Занимает 9 место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI. В декабре 2014 года внесён в Национальный реестр фильмов США, обладая культурным, историческим или эстетическим значением. Приз Французского синдиката критиков за лучший иностранный фильм по итогам 1969 года. Оскар, 1969: - Лучшая женская роль второго плана (Рут Гордон) Золотой глобус, 1969: - Лучшая женская роль второго плана (Рут Гордон) Рейтинг: IMDb 8.00 Кинопоиск 7.66 /// «Жилец» | Le locataire | The Tenant, 1976 по мотивам романа Роланда Топора «Призрачный жилец» (Le Locataire Chimerique, 1964) Франция в ролях: Роман Полански, Изабель Аджани, Мелвин Дуглас, Джо Ван Флит, Бернар Фрессон Скромный конторский служащий Трелковский решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели. Несмотря на то, что в британский кинопрокат фильм вышел без каких-либо сокращений, британская видеоверсия 1986 года содержала «купюру»: были вырезаны 6 секунд экранного времени из эпизода, в котором Трелковский и Стелла смотрят фильм в кинотеатре. А именно — были удалены несколько появляющихся на экране кинотеатра кадров фильма Роберта Клауза «Выход Дракона» (1973) с Брюсом Ли в главной роли. Дело в том, что в этих кадрах фигурировали нунчаки — оружие, официально запрещенное в Европе. Филиппа Сарда, написавшего музыку к фильму, можно увидеть в камео — он сыграл мужчину, пристально смотрящего на Трелковского в кинотеатре. Идея использовать стеклянную гармонику пришла в голову композитору Филиппу Сарду после того, как он случайно увидел, что Роман Полански, сидя за столиком в ресторане, имитировал движение пальцев при игре на бокалах. «Оглядываясь назад, я понимаю, что безумие Трелковского выявляется недостаточно постепенно, что галлюцинации возникают слишком неожиданно. Где-то посередине фильма происходит неприемлемое изменение тональности. Даже утонченные киноманы не любят смешения жанров. Трагедия должна оставаться трагедией. Комедия же, если она переходит в драму, почти всегда обречена на провал» (Роман Полански) Рейтинг: IMDb 7.80 Кинопоиск 7.80 #Полански #Франция